Навигатор:   Здоровье!ПарнюМальчику-подростку → Совет второй — чередование труда и отдыха

Совет второй — чередование труда и отдыха

Ваш рабочий день состоит из занятий в школе и приготовления уроков дома. Умственная деятельность занимает 7–8 ч, что соответствует продолжительности рабочего дня взрослого человека. Естественно, свободного времени остается мало. Поэтому в последние годы врачи все чаще и чаще обращают внимание учителей и родителей на гиподинамию (недостаточную подвижность) и приобщение к физическому труду школьников. Действительно, сосредоточение большего числа жителей в городах и поселках городского типа, использование для жилья благоустроенных квартир и отсутствие при них приусадебных участков привели к тому, что большинство подростков не могут «разрядиться» физическим трудом после интенсивной умственной деятельности. Стереотипное проведение времени — школа, приготовление уроков, кино или прогулка по городу, просмотр передач по телевизору — иногда приводит к тому, что нарастающая энергия подростков находит выход лишь в танцах и бесцельных прогулках по улице, нередко приводящих к конфликтам между отдельными группами ребят. Правильное чередование умственной деятельности и физической нагрузки поможет ликвидировать возникшую диспропорцию.

Советуем вам усилить утреннюю зарядку элементами атлетической гимнастики. Стремитесь полностью использовать все уроки физической культуры для переключения своей энергии на физическую работу. Дорогу в школу и обратно превратите в пешие прогулки на свежем воздухе. Выполняя домашние задания, делайте перерыв через каждый час занятий в течение 15–20 мин, используя это время для физических упражнений по составленной вами или тренером схеме. Не отказывайтесь ни от какой предложенной родителями физической работы, помогайте им дома и на дачном участке. Ищите друзей-единомышленников, увлекающихся спортом, туристическими походами и поездками. Стремитесь попасть в трудовой отряд старшеклассников или просто устроиться на работу в летние месяцы. В любом варианте физический труд укрепит ваше здоровье и ускорит рост. Вы с удовлетворением отметите это во время осеннего профилактического осмотра в школе. Посильный труд в летние месяцы явится хорошим вкладом молодых комсомольцев в трудовую копилку страны.

Недостаток времени, так остро ощущаемый взрослыми людьми, все больше и больше касается старшеклассников. Вы пытаетесь экономить время за счет сна, но дневные часы используете нерационально. Сон — это состояние покоя, необходимое для восстановления функции различных органов и систем, в первую очередь нервной системы. Состояние сна — чрезвычайно интересное явление, и ответить на вопрос «почему человек засыпает?» очень не просто. Большое значение при этом имеет состояние различных отделов головного мозга, перераздражение и утомление нервных клеток коры.

Во всех медицинских руководствах указано, что подросток должен спать 9 ч, а взрослый человек — 8. Однако в жизни столько спать взрослым людям удается не часто, продолжительность сна у них обычно меньше. И юноши редко засыпают раньше 23 ч, а встают позднее 7 ч утра. Поэтому необходимо обратить внимание на гигиену сна.

Перед сном обязательно проветрите комнату, оставьте открытой на всю ночь форточку. Постель должна быть жесткой, но удобной. Нередко подростки спят на раскладушке. Это неправильно и способствует возникновению искривления позвоночника. Не следует на ночь много пить и есть, а также смотреть телевизионные передачи и читать книги, оказывающие сильное воздействие на нервную систему. Обязательно перед сном примите теплый душ и вымойте с мылом наиболее загрязненные участки тела.

Мальчикам рекомендуется спать только в трусах, не сдавливающих половые органы. Резинка должна быть широкой и не тугой.

После такой подготовки сон наступает быстро и будет глубоким.

← Совет первый — режим дняСовет третий — уход за кожей →